воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Истина и ее критерии

Истина:

  • Есть соответствие знание своему предмету;
  • Ее получение является целью всякого познания;
  • Характеристика истины: объективность, процессуальность, конкретность.
Объективность истины:
  • Истина не  является свойством самих объектов, а характеристикой знания о них. 
  • Содержание знания будет истинным только тогда, когда оно воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека.

Процессуальность истины - полное, исчерпывающее знание о всей действительности в целом невозможно.

Относительная истина – это приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания.
Абсолютная истина – знание, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания.
Относительная истина – элемент познания абсолютной, а некоторые абсолютные истины могут стать относительными.
Конкретность истины:
  • Истина всегда определяется конкретными условиями места, времени, другими специфическими моментами.
  • Игнорирование определенности ситуации, распространение знания за пределы его применимости превращает истину в заблуждение.
Заблуждение:
  • Это знание не соответствующее своему предмету.
  • Истина и заблуждение в ходе развития познания могут перетекать друг в друга.
  • Виды заблуждений: ошибка, ложь, иллюзия.
Разграничение истины  и заблуждения:
  • Чувственный опыт и очевидность.
  • Соответствие общему мнению людей или условному соглашению ученых.
  • Бог и священные книги.
  • Полезность.
Критерии истины - практика людей:
  • Только тот объект познается, который вовлечен в деятельность человека.
  • Практика, как и истина, процессуальна и может выступать в качестве и абсолютного критерия истины, и относительного.
  • В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной отрасли.
Источник информации - обществознание.про

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Проблема позноваемости мира

Структура познавательной деятельности:
  • Цель:получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами
  • Средства: наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также в ненаучном познании
  • Результат: получение достоверного знания об изучаемом предмете
Сходства и различия познания с другими видами деятельности:








Основные познавательные позиции:
Оптимизм-позиция, что мир  познаваем.
Скептицизм-позиция сомнения в возможности истинного познания мира.
Агностицизм-философская позиция, отрицающая познаваемость окружающей реальности.
Уровни познания: чувственный, рациональный
Эмпирики - единственным источником познания являются чувства.Рационалисты - чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают, поэтому их надо проверять разумом, логикой, решающая роль принадлежит мышлению.
Формы чувственного познания:
Ощущение- отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета.
Восприятие-комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета.
Представление-образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

Формы рационального познания:
Понятие-форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.Суждение-форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними.Умозаключение-форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого (других).

Источник информации - обществознание.про

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Деятельность человека и ее виды

Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование. Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.

Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных.
Животные:
  1. Осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность.
  2. Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.
  3. Осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты).
  4. Могут создавать вспомогательные свойства, орудия, но не сохранят их, не используют орудия постоянно.
  5. Приспосабливаются к внешней среде.
Человек:
  1. Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении.
  2. Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости.
  3. Передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков).
  4. Изготавливают и сохраняют орудия труда, передают их последующим поколениям.
  5. Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями.
Структура деятельности.
  • Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
  • Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена.
  • Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
  • Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
  • Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности.
  • Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).
Виды деятельности.
По способам деятельности:
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
  • Материально-производственная деятельность (преобразование объектов природы).
  • Социально-преобразовательная деятельность (преобразование общества).


Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
  • Познавательная деятельность (отражение деятельности в художественной и научной формах).
  • Ценностно-ориентировочную деятельность (определения отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения).
  • Прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
По творческой роли деятельности:
  1. Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда).
  2. Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели).

По характеру человеческой активности:
  1. Созидательная деятельность - производство орудий труда, духовных ценностей.
  2. Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу и общество.
По способу формирования человека как личности:
Игра:
  • Вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.
  • В игровой ситуации имитируется действительность.
  • Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.

Учение:
  • Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
  • Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.

Труд:
  • Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
  • Характерное изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира.

Общение:
  • Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
  • Понятия "общение" и "коммуникация" не равны.
Виды общения.
В зависимости от контингента участников:
  • Межличностное.
  • Личностно-групповое.
  • Межгрупповое.
В зависимости от наличия промежуточных звеньев:
  • Непосредственное.
  • Опосредованное.

В зависимости от продолжительности контакта:
  • Кратковременное.
  • Длительное.
В зависимости от законченности:
  • Законченное.
  • Незаконченное (прерванное).

Источник информации - обществознание.про

воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Человек как биосоциальное существо

Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Антропогенез - превращение животного в человека.
Социогенез - объединение в человеческое общество.
Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек - биосоциальное существо.
Человек как существо биологическое:
  1. Включен в природную связь явлений.
  2. Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития.
  3. У человека и высших животных две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный аппарат дыхания, четырехкамерное сердце, и те, и другие вскармливают детей молоком. Как и животному, человеку свойственны инстинкты, эмоции. Подобно животным, он обладает биологическими потребностями.
Биологические особенности человека:
  1. Прямостояние и прямохождение.
  2. Свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий.
  3. Высокоразвитый мозг.
  4. Приспособленные к прямохождению системы внутренних органов.
Социальная природа человека:
  1. Членораздельная речь.
  2. Способность производить орудия труда.
  3. Способность преобразовывать природную и социальную среду.
  4. Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.
Социальная сущность человека определяет мотивы и стимулы повседневной деятельности, правила и нормы общественного поведения и другие социальные ценности.
У животного удовлетворение биологических потребностей является единственным стимулом, определяющим поведение.
У человека биологические потребности контролируются социальным началом, обусловливающим соблюдение нравственных норм.
Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленно отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самостоятельном регулировании и контролировании поведения.
Источник информации - обществознание.про