среда, 17 декабря 2014 г.
воскресенье, 14 декабря 2014 г.
Истина и ее критерии
Истина:
- Есть соответствие знание своему предмету;
- Ее получение является целью всякого познания;
- Характеристика истины: объективность, процессуальность, конкретность.
- Истина не является свойством самих объектов, а характеристикой знания о них.
- Содержание знания будет истинным только тогда, когда оно воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека.
Процессуальность истины - полное, исчерпывающее знание о всей действительности в целом невозможно.
Относительная истина – это приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания.
Абсолютная истина – знание, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания.
Относительная истина – элемент познания абсолютной, а некоторые абсолютные истины могут стать относительными.
- Истина всегда определяется конкретными условиями места, времени, другими специфическими моментами.
- Игнорирование определенности ситуации, распространение знания за пределы его применимости превращает истину в заблуждение.
Заблуждение:
- Это знание не соответствующее своему предмету.
- Истина и заблуждение в ходе развития познания могут перетекать друг в друга.
- Виды заблуждений: ошибка, ложь, иллюзия.
Разграничение истины и заблуждения:
- Чувственный опыт и очевидность.
- Соответствие общему мнению людей или условному соглашению ученых.
- Бог и священные книги.
- Полезность.
Критерии истины - практика людей:
- Только тот объект познается, который вовлечен в деятельность человека.
- Практика, как и истина, процессуальна и может выступать в качестве и абсолютного критерия истины, и относительного.
- В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной отрасли.
Источник информации - обществознание.про
воскресенье, 7 декабря 2014 г.
Проблема позноваемости мира
Структура познавательной деятельности:
- Цель:получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами
- Средства: наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также в ненаучном познании
- Результат: получение достоверного знания об изучаемом предмете
Сходства и различия познания с другими видами деятельности:
Основные познавательные позиции:
Оптимизм-позиция, что мир познаваем.
Скептицизм-позиция сомнения в возможности истинного познания мира.
Агностицизм-философская позиция, отрицающая познаваемость окружающей реальности.
Уровни познания: чувственный, рациональный
Эмпирики - единственным источником познания являются чувства.Рационалисты - чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают, поэтому их надо проверять разумом, логикой, решающая роль принадлежит мышлению.
Формы чувственного познания:
Ощущение- отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета.
Восприятие-комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета.Представление-образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Формы рационального познания:
Понятие-форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.Суждение-форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними.Умозаключение-форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого (других).
Источник информации - обществознание.про
среда, 19 ноября 2014 г.
понедельник, 17 ноября 2014 г.
воскресенье, 16 ноября 2014 г.
Деятельность человека и ее виды
Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование. Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.
Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных.
Животные:
- Осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность.
- Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.
- Осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты).
- Могут создавать вспомогательные свойства, орудия, но не сохранят их, не используют орудия постоянно.
- Приспосабливаются к внешней среде.
- Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении.
- Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости.
- Передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков).
- Изготавливают и сохраняют орудия труда, передают их последующим поколениям.
- Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями.
- Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
- Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена.
- Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
- Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
- Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности.
- Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).
По способам деятельности:
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
- Материально-производственная деятельность (преобразование объектов природы).
- Социально-преобразовательная деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
- Познавательная деятельность (отражение деятельности в художественной и научной формах).
- Ценностно-ориентировочную деятельность (определения отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения).
- Прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
- Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда).
- Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели).
По характеру человеческой активности:
- Созидательная деятельность - производство орудий труда, духовных ценностей.
- Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу и общество.
Игра:
- Вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.
- В игровой ситуации имитируется действительность.
- Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.
Учение:
- Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
- Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.
Труд:
- Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
- Характерное изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира.
Общение:
- Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
- Понятия "общение" и "коммуникация" не равны.
В зависимости от контингента участников:
- Межличностное.
- Личностно-групповое.
- Межгрупповое.
- Непосредственное.
- Опосредованное.
В зависимости от продолжительности контакта:
- Кратковременное.
- Длительное.
- Законченное.
- Незаконченное (прерванное).
Источник информации - обществознание.про
воскресенье, 9 ноября 2014 г.
Человек как биосоциальное существо
Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Антропогенез - превращение животного в человека.
Социогенез - объединение в человеческое общество.
Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек - биосоциальное существо.
Человек как существо биологическое:
- Включен в природную связь явлений.
- Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития.
- У человека и высших животных две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный аппарат дыхания, четырехкамерное сердце, и те, и другие вскармливают детей молоком. Как и животному, человеку свойственны инстинкты, эмоции. Подобно животным, он обладает биологическими потребностями.
- Прямостояние и прямохождение.
- Свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий.
- Высокоразвитый мозг.
- Приспособленные к прямохождению системы внутренних органов.
- Членораздельная речь.
- Способность производить орудия труда.
- Способность преобразовывать природную и социальную среду.
- Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.
У животного удовлетворение биологических потребностей является единственным стимулом, определяющим поведение.
У человека биологические потребности контролируются социальным началом, обусловливающим соблюдение нравственных норм.
Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленно отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самостоятельном регулировании и контролировании поведения.
Источник информации - обществознание.про
Источник информации - обществознание.про
Подписаться на:
Сообщения (Atom)